04.10.2023

Образовательный портал. Анализ деятельности образовательного учреждения Анализ основных направлений и форм работы психологической службы


Самоанализ деятельности

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Половинкинская средняя общеобразовательная школа
расположенного по адресу: Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Кондинский район п. Половинка ул. Комсомольская д. 12.

Анализ деятельности образовательного учреждения проведен по следующим направлениям:


  • организационно - правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения;

  • право владения, использования материально-технической базы;

  • структура образовательного учреждения и система его управления;

  • содержание образовательной деятельности;

  • методическая и научно-исследовательская деятельность;

  • кадровое обеспечение;

  • социально-бытовое обеспечение обучающихся, сотрудников;

  • результаты деятельности общеобразовательного учреждения;

  • внутришкольный контроль;

  • перспективы развития образовательного учреждения.

В результате самоанализа получены следующие результаты.

1.Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Половинкинская средняя общеобразовательная школа осуществляет свою деятельность на основе Закона РФ «Об образовании», типового Положения об общеобразовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19.03.01г. № 196, Федеральной программы развития образования, утвержденной 10.04.2000г. № 51-ФЗ, Концепции модернизации образования на период до 2010 года, Закона ХМАО «Об основах системы образования в Ханты-Мансийском автономном округе», утвержденный 9.11.1999г. №70-оз, Программы развития системы образования г. Ханты-Мансийска, и других нормативно – методических документов Комитета по образованию и Департамента образования и науки ХМАО, Программы развития школы, Устава школы и локальных актов школы.

В своей деятельности муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Половинкинская средняя общеобразовательная школа реализует следующие статьи Закона РФ «Об образовании»:


  • правовой статус общеобразовательной школы (ст. 12, 34);

  • правовая регламентация образовательной деятельности школы (ст. 2, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 17, 19, 26, 27, 32, 57);

  • организация работы школы, финансирование и материальное оснащение (ст. 13);

  • права и обязанности участников образовательного процесса (ст. 5, 6, 16, 50, 51, 52);

  • правовое регулирование труда работников школы (ст. 53, 54, 55, 56);

  • организация надзора, контроля и инспектирования деятельности общеобразовательной школы (ст. 35, 37, 38).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Половинкинская средняя общеобразовательная школа имеет следующие организационно-правовые документы:

  • свидетельство о государственной аккредитации АА 181098. Регистрационный № 1493 от 29 мая 2006 г.;

  • свидетельство о внесении записи Единый государственный реестр юридических лиц. Серия 86 № 000118406 от 11 декабря 2002 г.;

  • свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ. Серия 86 № 001844040; ОГРН 1028601395008; ИНН/КПП 8616006011/861601001;

  • устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Половинкинская средняя общеобразовательная школа (новая редакция), утвержден приказом Управления образованя Администрации Кондинского района №511 от 02.08.2010 г.; приказом комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Кондинского района №478 от 02.08.2010 г.

  • лицензия (с приложением) серия А № 318036. Регистрационный номер 1496 от 10 ноября 2010 г.
Локальные акты, используемые в учреждении:

  1. Коллективный договор

  2. Правила внутреннего трудового распорядка

  3. Положение о Совете школы

  4. Положение об Общем собрании трудового коллектива;

  5. Положение об Управляющем совете

  6. Положение о Педагогическом совете

  7. Положение об экспертной комиссии по экспертизе ценности документов

  8. Положение об Общешкольном родительском комитете

  9. Положение об общешкольном собрании;

  10. Положения о комиссии по аттестации педагогических кадров

  11. Положение об экспертной группе по аттестации педагогических работников

  12. Положение о комиссии по трудовым спорам

  13. Положение о методическом объединении педагогов

  14. Положение о методическом совете

  15. Положение об организации инновационной деятельности

  16. Положение об аттестационной комиссии для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников

  17. Положение об организации методической работы

  18. Положение о психолого – медико – педагогическом консилиуме

  19. Положение о логопункте

  20. Положение о порядке экспертизы, утверждения и хранения материалов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9,11 классов

  21. Положения о проведении внеурочных и общешкольных мероприятий, конкурсов

  22. Положение о проведении школьных предметных олимпиад

  23. Положение об учебном кабинете

  24. Положение о смотре кабинетов

  25. Положение о Совете профилактики правонарушений

  26. Положение о порядке предоставления платных дополнительных образовательных услуг

  27. Положение об оплате труда

  28. Положение о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда

  29. Положение о конфликтной комиссии при проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников

  30. Положение о конфликтной комиссии по вопросам решения споров между участниками образовательного процесса

  31. Положение о поощрениях учащихся

  32. Положение о внутришкольном контроле

  33. Положение о промежуточной аттестации учащихся и формах ее проведения

  34. Правила поведения обучающихся

  35. Положение о школьной библиотеке

  36. Положение о порядке создания, обновления и использования учебного фонда

  37. Положение о школьном музее

  38. Положение о лагере с дневным пребыванием детей

  39. Положение об индивидуальном обучении учащихся на дому

  40. Положение о классах компенсирующего обучения

  41. Положения о специальных (коррекционных) классах

  42. Положение об элективных курсах

  43. Положение о научном обществе обучающихся Школы

  44. Положение об организации дежурства по Школе

  45. Положение об организвации питания в школьной столовой

  46. Положения об общественных детских объединениях

  47. Положение о Совете старшеклассников;

  48. Положение о формировании и сохранении контингента учащихся и воспитанников

  49. Положение о школьном конкурсе «Учитель года»

  50. Положение о научно - практической конференции

  51. Положения о получении общего образования в форме экстерната, заочной форме, форме семейного образования, самообразования

  52. Правила приема обучающихся в Школу

  53. Положение о группе продленного дня

  54. Положение о классном руководителе

  55. Положение о школьной форме

  56. Положение о порядке и основаниях отчисления обучающихся

  57. Положение о внутришкольном учёте учащихся

  58. Положение о комиссии по охране труда

  59. Положение о сайте Школы

  60. Положение о группах краткосрочного пребывания

  61. Положение о Совете школы по вопросам регламентации доступа к информации в сети Интернет

  62. Правила использования сети Интернет

  63. Положение о порядке приема воспитанников в дошкольную группу Школы

  64. Положение об организации работы по охране труда, технике безопасности и пожарной безопасности
Вывод: организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения постоянно обновляется в соответствии с нормативно-правовыми документами РФ и является достаточным для обеспечения деятельности образовательного учреждения как школы с углубленным изучением отдельных предметов.
2.Право владения, использования материально-технической базы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Половинкинская средняя общеобразовательная школа имеет документы на право пользования зданием:


  • свидетельство о государственной регистрации права (помещения МДОУ) 86 АБ 054405.Регистрационный номер86-86-17/006/2010-566 от 02 сентября 2010 г;

  • свидетельство о государственной регистрации права (помещение школы) 86 АБ 054404. Регистрационный номер 86-72-28/005/2008-272 от 25 апреля 2008 г.;

  • д оговор №47/02 о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от 01 января 2002 г.
Для организации образовательной деятельности муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Половинкинская средняя общеобразовательная школа выдано:

Территориальным отделом территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре в Кондинском районе санитарно - эпидемиологическое заключение от 24.03.2008 г. № 86.КР.04.000.М.000196.03.08 «О соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам»;

Государственным пожарным надзором Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-мансийскому автономному округу-Югре заключение о возможности выполнения лицензионных требований и условий от 18 февраля 2008 года № 54/5;

Акт проверки готовности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения к 2010-2011 учебному году от 11 августа 2010 г., на основании приказа Управления образования от 21 июля 2010 г. № 490 «О приеме образовательных учреждений к 2010-2011 учебному году».

Школа имеет достаточное информационно-техническое оснащение для осуществления образовательного процесса.

Для организации учебно-воспитательного процесса имеется необходимое количество учебных кабинетов - 19, в том числе 1 кабинет иностранного языка, 1 кабинет информатики, 1 кабинет физики, 1 кабинет химии, 1 кабинет биологии, 1 кабинет изобразительного искусства, 1 кабинет ОБЖ, оснащенные мастерские технического и обслуживающего труда. Имеется столовая на 60 посадочных мест, актовый зал, библиотека с читальным залом.

Уроки по физической культуре проводятся в спортивном зале и на спортивной площадке.

Для обеспечения учебно-воспитательного процесса школа располагает достаточным перечнем учебно-наглядных пособий и учебного оборудования. Все кабинеты укомплектованы в достаточной мере. Приобретены цифровые лаборатории по физике, биологии. Администрация школы планово осуществляет оснащение школы техническими средствами обучения.

В школе имеется:


Перечень используемого учебного оборудования

Количество

Телевизор

7

Магнитофон

3

Видеомагнитофон

5

Компьютеры

19

Ноутбуки

5

Музыкальный центр

2

Мультимедийный проектор

5

Видеокамера

2

Музыкальная аппаратура (комплект)

2

Ксерокс

5

Сканер

3

Принтер

9

Фотоаппарат

2

Факс

2

Модем

2

Интерактивная доска

2

Комплект оборудования для кабинета физики

1

Комплект оборудования для кабинета биологии

1

Комплект оборудования для кабинета химии

имеется

Комплект оборудования для кабинета географии

имеется

Комплект оборудования для кабинета ОБЖ

имеется

Комплект оборудования для кабинета технологии

имеется

Комплект оборудования для спортивного зала

имеется

SWOT-анализ состояния образовательной системы

МБОУ «Гимназия №13»

за 2012-2013 учебный год

Оценка внешних и внутренних перспектив развития школы

Все годы МБОУ «Гимназия № 13» динамично развивается, внедряя в образовательный процесс современные образовательные технологии и вариативность учебных программ. Для полноценного и всестороннего развития гимназии необходим качественный анализ сильных и слабых сторон потенциала школы.

SWOT-анализ работы гимназии за 2012-2013 учебный год и является итоговой формой такого анализа.

SWOT-анализ проводился в форме открытого индивидуального интервью с членами администрации гимназии, а также заведующими предметными кафедрами.

SWOT – анализ потенциала развития гимназии:

  1. «Новое качество образования»

(ФГОС – обновление содержания образования,

углубленное изучение предметов, учебно-методические комплексы)

Оценка внутреннего потенциала гимназии

Сильная сторона

Слабая сторона

Благоприятные возможности

Риски

  • В начальной школе с 2010-2011 учебного года в 1-м классе в пилотном режиме введён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-в классы), с 2011-2012 года ФГОС НОО введен уже в четырех 1-х классах (1 а,б,в,г), в 2012-2013 учебном году поступивщшие первые классы также обучаются по ФГОС НОО (1 а,б,в). Таким образом на данный момент в гимназии 8 классов начальной школы обучаются по ФГОС НОО (1-а,б,в; 2-а,б,в,г; 3-в);
  • Созданы условия для выполнения Федеральных образовательных стандартов начального общего образования;
  • В гимназии существует потенциал и созданы все условия для постепенного перехода на ФГОС ООО с 2013-2014 учебного года;
  • В гимназии отобран профессиональный состав педагогов, способный работать по требованиям ФГОС, и формировать знание и развитие учеников по новому стандарту;
  • С введением ФГОС НОО происходит постоянное развитие учащихся и формирование у них различных как предметных так и метапредметных навыков;
  • С использованием УМК знания учащихся систематизируются, сокращает время поиска необходимой информации как для учителя так и для ученика;
  • С введением обновленного содержания образования у учащихся развивается абстрактное мышление, учащиеся стремятся к самосовершенствованию, происходит личностный рост, а также рост в развитии;
  • Учащиеся быстрее адаптируются к школе, требованиям, коллективу;
  • Наличие в гимназии автоматизированного рабочего места учителя, современное оборудование кабинетов позволяет педагогам делать процесс обучения более интенсивным, интересным, мотивирующим, а также охватывающим весь потенциал учащихся;
  • Насыщенность урочной и внеурочной деятельности, потенциально возможные перегрузки учащихся, в сочетании с не сформированным здоровым отдыхом вне школы может вызывать усталость у некоторых учащихся;
  • При обновлении содержания образования нет полноценной поддержки от родительской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность в участии жизни школы, а также при переходе на ФГОС;
  • Не все учащиеся готовы обучаться по ФГОС (нет или не сформированы необходимые компетенции);
  • У педагогов проявляется привычка работать по известной привычной модели подачи знаний, присутствует страх перед вступлением в эксперимент ФГОС ООО;
  • Внедрение инновационных технологий развивающего обучения;
  • Внедрение в систему воспитательной работы школы технологии социального проектирования;
  • Создание системы повышения уровня педагогической просвещенности родителей;
  • Привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях;
  • Внедрение метода социального проектирования.

Привлечение социальных партнеров к решению вопросов развития школы;

  • Нет существенной профессиональной поддержки при освоении ФГОС со стороны внешних партнеров, приходится реализовывать ФГОС внутри организации, вследствие чего возможны угрозы допустимых ошибок;
  • Ограничения освоение ФГОС и углубленного изучения предметов вносит физическая не готовность некоторых учащихся воспринимать обновленное содержание образования, нет или недостаточно сформированы компетенции для их освоения у некоторых учащихся;
  • Консервативный подход некоторых педагогов по отношению к изменению системы обучения может вызвать трудности при освоении ФГОС ООО;
  • Риск увеличения объема работы, возлагающийся на членов администрации и педагогов;
  1. Реализация проекта «Талантливые дети:

технологии качественного сопровождения и поддержки»

Оценка перспектив развития школы исходя из внешнего окружения

Сильная сторона

Слабая сторона

Благоприятные возможности

Риски

  • Выстроена система работы с одаренными и талантливыми детьми;
  • Проводятся элективные курсы, индивидуальные консультации, внутришкольные олимпиады, конференции, «малая академия», участие в интеллектуальных играх, выездных проектах «Талантливые дети»;
  • Участие в олимпиадах и конференциях на городском и всероссийском уровне;
  • Существует сопровождение и подготовка учащихся со стороны педагогов;
  • Недостаточная подготовка учащихся со стороны привлеченных профессионалов, консультантов, научных деятелей ввиду отсутствия финансовых средств на оплату привлечения данных специалистов;
  • Дефицит временных ресурсов, как у учителя, так и у ученика;
  • Недостаточно помещений в школе для максимального развития детей (например, спортивных тренировочных площадок, кабинетов);
  • Недостаточное систематическое сопровождение со стороны воспитательной части (нет систематически проводимых мероприятий, направленных на вовлечение в участие в олимпиадах, конференциях и т.д. – например в форме внутришкольных конкурсов, викторин, брейн-рингов и т.п.);
  • Выявлением и поддержанием талантливых детей занимаются не все педагоги, существуют учителя, не преследующие данной цели в процессе обучения;
  • Повышение эффективности работы с одаренными и талантливыми детьми с привлечением социальных партнеров;
  • Систематизация урочной и внеурочной деятельности учащихся;
  • Привлечение педагогов школы для участия в развитии и совершенствовании знаний и талантов учащихся;
  • Создание систематически проводимых мероприятий, направленных на вовлечение учащихся в участие в олимпиадах, конференциях и т.д. – например в форме внутришкольных конкурсов, викторин, брейн-рингов и т.п.);
  • Вовлечение студентов, аспирантов ВУЗов, для шефства и создания микрогрупп, для осуществления проектной деятельности;

Самые большие опасности для школы:

  • Снижение численности учащихся, или изменение уровня поступаемых детей в связи с распределением учащихся в школы по районам;
  • Финансирование системы образования, вызывающее отсутствие возможности привлечения со стороны профессионалов, консультантов, научных деятелей для качественного и полноценного развития талантливых детей;
  • Изменение статуса гимназии.
  1. Качество жизни ученика: границы и возможности гимназии.

Оценка внутреннего потенциала школы

Оценка перспектив развития школы исходя из внешнего окружения

Сильная сторона

Слабая сторона

Благоприятные возможности

Риски

  • Расписание, урочная и внеурочная деятельность, кабинеты, оборудования соответствуют СанПИНам;
  • Углубленный медосмотр, контроль и отслеживание медицинских показателей учащихся;
  • Реализация городской целевой программы «Школьное молоко»;
  • Витаминизированное питание, отлаженное расписание работы школьной столовой;
  • Просветительская работа педагогов, классных руководителей на темы здоровьясбережения, учителей физической культуры и ОБЖ;
  • Спортивная работа (спортивные мероприятия, эстафеты, проведение дней здоровья, спартакиад);
  • Привлечение социального партнерства в здоровьесбережение учащихся (проведение уроков физкультуры в крупных спортивных комплексах);
  • Организация медицинских осмотров для учащихся и учителей школы;
  • Использование здоровьесберегающих технологий во время уроков (использование мультимедийных технологий, зарядка, физкультминутка;
  • Недостаточное использование здоровьесберегающих технологий на уроках, периодически нецелесообразная рассадка учащихся в кабинете (обучающиеся с плохим зрением не всегда сидят на первых партах);
  • Для учащихся в спец. медгруппах нет специальных занятий физической культурой со специалистом медицинского профиля (ввиду отсутствия средств);
  • Нет дополнительных помещений и ресурсов для организованных спортивных занятий (например, спортивная площадка для занятий спортом на свежем воздухе);
  • Ограниченная возможность для привлечения социальных партнеров для занятий в бассейне, на катке, лыжах и других видов спортивной деятельности;
  • Привлечение социальных партнеров, меценатов, спонсоров для организации учащимся полноценного физического спортивного развития (создание площадки для спортзанятий на свежем воздухе, организация турникетов на территории школы, проведения занятий в бассейне, на катке, на лыжах и др.);
  • Перегрузка учащихся урочной и внеурочной деятельностью;
  • Отсутствие возможности расширения площади (помещений), пригодных для здоровья сбережения;
  • Нездоровый и малоконтролируемый образ жизни семей;
  1. Качество работы школы – слагаемое достижений работающих в ней учителей.

Оценка внутреннего потенциала школы

Оценка перспектив развития школы исходя из внешнего окружения

Сильная сторона

Слабая сторона

Благоприятные возможности

Риски

  • Наличие в гимназии профессиональной команды педагогов, имеющих регалии местного, областного и всероссийского уровня;
  • Регулярно проводимые декады педагогического мастерства, методические объединения, кафедральные заседания;
  • Педагоги возглавляют методические объединения города;
  • Коллектив профессиональный и творческий;
  • Педагоги регулярно участвуют в городских и областных конкурсах «Педагог года», «Самый классный классный», получают призовые места в данных конкурсах;
  • Педагогический состав регулярно посещает курсы повышения квалификации, происходит обмен опытом;
  • Редко обновляется коллектив молодыми специалистами;
  • Работа некоторых классных руководителей частично осуществляется не должным образом, вследствие чего страдает профессионализм в общем, а также поведение учащихся;
  • На участие в различных конкурсах городского и областного уровня производятся большие физические и финансовые затраты;
  • Часть педагогического коллектива психологически не готовы меняться для работы с учащимися по новым стандартам, присутствует консерватизм, страх перед освоением ФГОС ООО;
  • Перераспределение обязанностей членов коллектива;
  • Замена кадров, либо устранение или борьба с консерваторскими взглядами на функционал гимназии некоторых педагогов;
  • Нежелание должным образом работать с классными коллективами приводит к распаду как педагогического, так и учебного в общем;
  • В связи с недооценкой или упущением воспитательной работы в школе происходит распад учебной деятельности в общем;
  1. Качество социального партнерства: государственно-общественное управление в общеобразовательном учреждении: активация возможностей, поиск новых ресурсов.

Оценка внутреннего потенциала школы

Оценка перспектив развития школы исходя из внешнего окружения

Сильная сторона

Слабая сторона

Благоприятные возможности

Риски

  • Совместная деятельность с главным государственным ВУЗом области – Северо-Восточным Государственным Университетом, другими учебно-воспитательными учреждениями;
  • В связи с привлечением и взаимодействием с СВГУ появляются новые ресурсы и возможности для развития;
  • Взаимодействие с отделом библиотеки для проведения обучающих уроков, развития и саморазвития;
  • Педагоги пользуются предметными сайтами, Интернет-ресурсами для обогащения опыта, с помощью Интернет-порталов общаются с педагогами других городов, происходит обмен опытом;
  • Не полноценно или не в полной мере используется ресурсный центр для обогащения знаниями и опыта педагогов;
  • Ограниченная возможность выездного обучения в ЦРС педагогов для обогащения и обновления знаний, знакомства с педагогами других регионов для расширения профессиональных связей;
  • Отдаленность нашего учреждения от других, с кем возможно социальное партнерство (библиотека А.С. Пушкина, музеи и др.);
  • Привлечение сторонних специалистов для обогащения опыта, активации возможностей, поиска новых идей и ресурсов;
  • Возможность выездного обучения в ЦРС для обогащения опыта и обновления знаний;
  • Ограничение состоит в географической отдаленности от ЦРС, так как в связи с этим не всегда получается участвовать в онлайн-конференциях;
  • Нет взаимодействия с внебюджетными организациями, коммерческими предприятиями для активации возможностей и поиска новых ресурсов;

Итоги SWOT-анализа работы школы

  • Педагогический коллектив с высоким профессиональным уровнем и творческим потенциалом готов к апробации и внедрению в образовательный процесс школы инновационных образовательных программ и технологий, актуальных для развития системы образования.
  • Опыт работы с социальными партнерами в организации учебной и внеурочной деятельности учащихся является весомым потенциалом в расширении условий для предоставления доступного качественного образования учащимся школы в соответствии с запросами личности.
  • Сформированная система школьного самоуправления, организованная работа органов государственно-общественного управления школой, работа общественных организаций являются основой для расширения социальной открытости школы для окружающего социума и создания системы эффективного управления школой.
  • В школе созданы условия для выполнения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования, создается фундамент для экспериментального запуска ФГОС ООО.
  • С использованием УМК знания учащихся систематизируются, сокращает время поиска необходимой информации как для учителя так и для ученика. С введением обновленного содержания образования у учащихся развивается абстрактное мышление, учащиеся стремятся к самосовершенствованию, происходит личностный рост, а также рост в развитии. Учащиеся быстрее адаптируются к школе, требованиям, коллективу.
  • Выстроена система работы с одаренными и талантливыми детьми. Проводятся элективные курсы, индивидуальные консультации, внутришкольные олимпиады, конференции, «малая академия», участие в интеллектуальных играх, выездных проектах «Талантливые дети». Участие в олимпиадах и конференциях на городском и всероссийском уровне. Существует сопровождение и подготовка учащихся со стороны педагогов.
  • Расписание, урочная и внеурочная деятельность, кабинеты, оборудования соответствуют СанПИНам. Углубленный медосмотр, контроль и отслеживание медицинских показателей учащихся. Реализация городской целевой программы «Школьное молоко». Витаминизированное питание, отлаженное расписание работы школьной столовой. Просветительская работа педагогов, классных руководителей на темы здоровьясбережения, учителей физической культуры и ОБЖ. Спортивная работа (спортивные мероприятия, эстафеты, проведение дней здоровья, спартакиад). Привлечение социального партнерства в здоровьесбережение учащихся (проведение уроков физкультуры в крупных спортивных комплексах). Организация медицинских осмотров для учащихся и учителей школы. Использование здоровьесберегающих технологий во время уроков (использование мультимедийных технологий, зарядка, физкультминутка;

Анализ деятельности образовательной организации

Оценка внутреннего потенциала школы

Оценка перспектив развития школы исходя из внешнего окружения

Сильная сторона

Слабая сторона

Благоприятные возможности

Риски

    Созданы условия для выполнения Федеральных образовательных стандартов начального общего образования и ФГОС ООО;

    В школе отобран профессиональный состав педагогов, способный работать по требованиям ФГОС, и формировать знание и развитие учеников по новому стандарту;

    С введением ФГОС НОО происходит постоянное развитие учащихся и формирование у них различных как предметных так и метапредметных навыков;

    С использованием УМК знания учащихся систематизируются, сокращает время поиска необходимой информации как для учителя так и для ученика;

    С введением обновленного содержания образования у учащихся развивается абстрактное мышление, учащиеся стремятся к самосовершенствованию, происходит личностный рост, а также рост в развитии;

    Учащиеся быстрее адаптируются к школе, требованиям, коллективу;

    Наличие в гимназии автоматизированного рабочего места учителя, современное оборудование кабинетов позволяет педагогам делать процесс обучения более интенсивным, интересным, мотивирующим, а также охватывающим весь потенциал учащихся;

    Насыщенность урочной и внеурочной деятельности, потенциально возможные перегрузки учащихся, в сочетании с не сформированным здоровым отдыхом вне школы может вызывать усталость у некоторых учащихся;

    При обновлении содержания образования нет полноценной поддержки от родительской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность в участии жизни школы, а также при переходе на ФГОС;

    Не все учащиеся готовы обучаться по ФГОС (нет или не сформированы необходимые компетенции);

    У педагогов проявляется привычка работать по известной привычной модели подачи знаний, присутствует страх перед вступлением в эксперимент ФГОС ООО;

    Внедрение инновационных технологий развивающего обучения;

    Внедрение в систему воспитательной работы школы технологии социального проектирования;

    Создание системы повышения уровня педагогической просвещенности родителей;

    Привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях;

    Внедрение метода социального проектирования.

Привлечение социальных партнеров к решению вопросов развития школы;

    Нет существенной профессиональной поддержки при освоении ФГОС со стороны внешних партнеров, приходится реализовывать ФГОС внутри организации, вследствие чего возможны угрозы ошибок;

    Ограничения освоение ФГОС и углубленного изучения предметов вносит физическая не готовность некоторых учащихся воспринимать обновленное содержание образования, нет или недостаточно сформированы компетенции для их освоения у некоторых учащихся;

    Консервативный подход некоторых педагогов по отношению к изменению системы обучения может вызвать трудности при освоении ФГОС ООО;

    Риск увеличения объема работы, возлагающийся на членов администрации и педагогов;

    Реализация проекта «Талантливые дети:

технологии качественного сопровождения и поддержки»

Выстроена система работы с одаренными и талантливыми детьми;

Проводятся элективные курсы, индивидуальные консультации, внутришкольные олимпиады, конференции, «малая академия», участие в интеллектуальных играх, выездных проектах «Талантливые дети»;

Участие в олимпиадах и конференциях на городском и всероссийском уровне;

Существует сопровождение и подготовка учащихся со стороны педагогов;

    Недостаточная подготовка учащихся со стороны привлеченных профессионалов, консультантов, научных деятелей ввиду отсутствия финансовых средств на оплату привлечения данных специалистов;

    Дефицит временных ресурсов, как у учителя, так и у ученика;

    Недостаточно помещений в школе для максимального развития детей (например, спортивных тренировочных площадок, кабинетов);

    Недостаточное систематическое сопровождение со стороны воспитательной части (нет систематически проводимых мероприятий, направленных на вовлечение в участие в олимпиадах, конференциях и т.д. – например в форме внутришкольных конкурсов, викторин, брейн-рингов и т.п.);

    Выявлением и поддержанием талантливых детей занимаются не все педагоги, существуют учителя, не преследующие данной цели в процессе обучения;

    Повышение эффективности работы с одаренными и талантливыми детьми с привлечением социальных партнеров;

    Систематизация урочной и внеурочной деятельности учащихся;

    Привлечение педагогов школы для участия в развитии и совершенствовании знаний и талантов учащихся;

    Создание систематически проводимых мероприятий, направленных на вовлечение учащихся в участие в олимпиадах, конференциях и т.д. – например в форме внутришкольных конкурсов, викторин, брейн-рингов и т.п.);

    Вовлечение студентов, аспирантов ВУЗов, для шефства и создания микрогрупп, для осуществления проектной деятельности;

Самые большие опасности для школы:

    Снижение численности учащихся, или изменение уровня поступаемых детей в связи с распределением учащихся в школы по районам;

    Финансирование системы образования, вызывающее отсутствие возможности привлечения со стороны профессионалов, консультантов, научных деятелей для качественного и полноценного развития талантливых детей;

    Изменение статуса гимназии.

    Качество жизни ученика: границы и возможности школы.

Расписание, урочная и внеурочная деятельность, кабинеты, оборудования соответствуют СанПИНам;

Углубленный медосмотр, контроль и отслеживание медицинских показателей учащихся;

Реализация городской целевой программы «Школьное молоко»;

Витаминизированное питание, отлаженное расписание работы школьной столовой;

    Просветительская работа педагогов, классных руководителей на темы здоровьясбережения, учителей физической культуры и ОБЖ;

    Спортивная работа (спортивные мероприятия, эстафеты, проведение дней здоровья, спартакиад);

    Привлечение социального партнерства в здоровьесбережение учащихся (проведение уроков физкультуры в крупных спортивных комплексах);

    Организация медицинских осмотров для учащихся и учителей школы;

    Использование здоровьесберегающих технологий во время уроков (использование мультимедийных технологий, зарядка, физкультминутка;

    Недостаточное использование здоровьесберегающих технологий на уроках, периодически нецелесообразная рассадка учащихся в кабинете (обучающиеся с плохим зрением не всегда сидят на первых партах);

    Для учащихся в спец. медгруппах нет специальных занятий физической культурой со специалистом медицинского профиля (ввиду отсутствия средств);

    Нет дополнительных помещений и ресурсов для организованных спортивных занятий (например, спортивная площадка для занятий спортом на свежем воздухе);

    Ограниченная возможность для привлечения социальных партнеров для занятий в бассейне, на катке, лыжах и других видов спортивной деятельности;

    Привлечение социальных партнеров, меценатов, спонсоров для организации учащимся полноценного физического спортивного развития (создание площадки для спортзанятий на свежем воздухе, организация турникетов на территории школы, проведения занятий в бассейне, на катке, на лыжах и др.);

    Перегрузка учащихся урочной и внеурочной деятельностью;

    Отсутствие возможности расширения площади (помещений), пригодных для здоровья сбережения;

    Нездоровый и малоконтролируемый образ жизни семей;

    Качество работы школы – слагаемое достижений работающих в ней учителей.

Наличие в гимназии профессиональной команды педагогов, имеющих регалии местного, областного и всероссийского уровня;

Регулярно проводимые декады педагогического мастерства, методические объединения, кафедральные заседания;

Педагоги возглавляют методические объединения города;

Коллектив профессиональный и творческий;

Педагоги регулярно участвуют в городских и областных конкурсах «Педагог года», «Самый классный классный», получают призовые места в данных конкурсах;

Педагогический состав регулярно посещает курсы повышения квалификации, происходит обмен опытом;

    Редко обновляется коллектив молодыми специалистами;

    Работа некоторых классных руководителей частично осуществляется не должным образом, вследствие чего страдает профессионализм в общем, а также поведение учащихся;

    На участие в различных конкурсах городского и областного уровня производятся большие физические и финансовые затраты;

    Часть педагогического коллектива психологически не готовы меняться для работы с учащимися по новым стандартам, присутствует консерватизм, страх перед освоением ФГОС ООО;

    Перераспределение обязанностей членов коллектива;

    Замена кадров, либо устранение или борьба с консерваторскими взглядами на функционал гимназии некоторых педагогов;

    Нежелание должным образом работать с классными коллективами приводит к распаду как педагогического, так и учебного в общем;

    В связи с недооценкой или упущением воспитательной работы в школе происходит распад учебной деятельности в общем;

    Качество социального партнерства: государственно-общественное управление в общеобразовательном учреждении: активация возможностей, поиск новых ресурсов.

Совместная деятельность с главным государственным ВУЗом области – Северо-Восточным Государственным Университетом, другими учебно-воспитательными учреждениями;

В связи с привлечением и взаимодействием с СВГУ появляются новые ресурсы и возможности для развития;

Взаимодействие с отделом библиотеки для проведения обучающих уроков, развития и саморазвития;

Педагоги пользуются предметными сайтами, Интернет-ресурсами для обогащения опыта, с помощью Интернет-порталов общаются с педагогами других городов, происходит обмен опытом;

    Не полноценно или не в полной мере используется ресурсный центр для обогащения знаниями и опыта педагогов;

    Ограниченная возможность выездного обучения в ЦРС педагогов для обогащения и обновления знаний, знакомства с педагогами других регионов для расширения профессиональных связей;

    Отдаленность нашего учреждения от других, с кем возможно социальное партнерство (библиотека А.С. Пушкина, музеи и др.);

    Привлечение сторонних специалистов для обогащения опыта, активации возможностей, поиска новых идей и ресурсов;

    Возможность выездного обучения в ЦРС для обогащения опыта и обновления знаний;

    Ограничение состоит в географической отдаленности от ЦРС, так как в связи с этим не всегда получается участвовать в онлайн-конференциях;

    Нет взаимодействия с внебюджетными организациями, коммерческими предприятиями для активации возможностей и поиска новых ресурсов;

Итоги SWOT-анализа работы школы

    Педагогический коллектив с высоким профессиональным уровнем и творческим потенциалом готов к апробации и внедрению в образовательный процесс школы инновационных образовательных программ и технологий, актуальных для развития системы образования.

    Опыт работы с социальными партнерами в организации учебной и внеурочной деятельности учащихся является весомым потенциалом в расширении условий для предоставления доступного качественного образования учащимся школы в соответствии с запросами личности.

    Сформированная система школьного самоуправления, организованная работа органов государственно-общественного управления школой, работа общественных организаций являются основой для расширения социальной открытости школы для окружающего социума и создания системы эффективного управления школой.

    В школе созданы условия для выполнения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования, создается фундамент для экспериментального запуска ФГОС ООО.

    С использованием УМК знания учащихся систематизируются, сокращает время поиска необходимой информации как для учителя так и для ученика. С введением обновленного содержания образования у учащихся развивается абстрактное мышление, учащиеся стремятся к самосовершенствованию, происходит личностный рост, а также рост в развитии. Учащиеся быстрее адаптируются к школе, требованиям, коллективу.

    Выстроена система работы с одаренными и талантливыми детьми. Проводятся элективные курсы, индивидуальные консультации, внутришкольные олимпиады, конференции, «малая академия», участие в интеллектуальных играх, выездных проектах «Талантливые дети». Участие в олимпиадах и конференциях на городском и всероссийском уровне. Существует сопровождение и подготовка учащихся со стороны педагогов.

    Расписание, урочная и внеурочная деятельность, кабинеты, оборудования соответствуют СанПИНам. Углубленный медосмотр, контроль и отслеживание медицинских показателей учащихся. Реализация городской целевой программы «Школьное молоко». Витаминизированное питание, отлаженное расписание работы школьной столовой. Просветительская работа педагогов, классных руководителей на темы здоровьясбережения, учителей физической культуры и ОБЖ. Спортивная работа (спортивные мероприятия, эстафеты, проведение дней здоровья, спартакиад). Привлечение социального партнерства в здоровьесбережение учащихся (проведение уроков физкультуры в крупных спортивных комплексах). Организация медицинских осмотров для учащихся и учителей школы. Использование здоровьесберегающих технологий во время уроков (использование мультимедийных технологий, зарядка, физкультминутка;

«Технология принятия управленческих решений, организация и проведение совещаний в учреждениях образования »

Анализ образовательного учреждения

    Диагностика проблем. Первый шаг на пути решения проблемы – определение или диагноз, полный и правильный. Существуют два способа рассмотрения проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Другими словами, вы узнаете о проблеме потому, что не случается то, что должно было случиться. Поступая так, можно сгладить отклонения от нормы. Согласно другому способу как проблему можно рассматривать также потенциальную возможность.

    Формулировка ограничений и критериев принятия решений Руководитель должен беспристрастно определить суть ограничений и только после этого выявлять альтернативы. Некоторые общие ограничения – это неадекватность средств, недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт, неспособность закупить ресурсы по приемлемым ценам, исключительно острая конкуренция, законы и этические соображения.

    В дополнение к идентификации ограничений руководителю необходимо определить стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Эти стандарты принято называть критериями принятия решений. Они выступают в качестве рекомендаций по оценке решений.

    Определение вариантов решения проблем Следующий этап – формулирование набора альтернативных решений проблемы. В идеале желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы и тем самым дать возможность организации достичь своих целей. Тем не менее, на практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу. Более того, рассмотрение большого числа альтернатив, даже если все они реалистичны, часто ведет к путанице. Поэтому руководитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора для серьезного рассмотрения всего нескольких альтернатив, которые представляются наиболее желательными.

Только после составления списка всех идей следует переходить к оценкам каждой альтернативы. При оценке решений руководитель определяет достоинства и недостатки каждого из них и возможные общие последствия. Ясно, что любая альтернатива сопряжена с некоторыми отрицательными аспектами. Поэтому почти все важные управленческие решения содержат компромисс.

Если какая-либо модель не может удовлетворить одному или нескольким установленным вами критериям, ее дальше нельзя рассматривать как реалистичную альтернативу.

Важным моментом в оценке является определение вероятности осуществления каждого возможного решения в соответствии с намерениями. Если последствия какого-то решения благоприятны, но шанс его реализации невелик, оно может оказаться менее желательным вариантом выбора. Руководитель включает вероятность в оценку, принимая во внимание степень неопределенности или риска.

Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения тщательно взвешены и оценены, сделать выбор, т. е. принять решение, сравнительно просто. Руководитель просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями. Однако если проблема сложна и приходится принимать во внимание множество компромиссов (или если информация и анализ субъективны), может случиться, что ни одна альтернатива не будет наилучшим выбором. В данном случае главная роль принадлежит хорошему суждению и опыту.

    Выявление способов реализации.

Шансы на эффективную реализацию решения значительно возрастают, когда причастные к этому люди внесли в решение свою лепту и искренне верят в то, что делают. Поэтому хороший способ завоевать признание решения состоит в привлечении других людей к процессу его принятия. Дело руководителя – выбирать, кто должен решать. Тем не менее бывают ситуации, когда руководитель вынужден принимать решение не консультируясь с другими. Участие работников в принятии решений, подобно любому другому методу управления, будет эффективным далеко не в каждой ситуации. Более того, твердая поддержка сама по себе еще не гарантирует надлежащего исполнения решения. Полное осуществление решений требует приведения в действие всего процесса управления, в особенности его организующей и мотивационной функции.

Проблемно-ориентированный анализ состояния образовательного

учреждения

Проблемно-ориентированный анализ состояния образовательного учреждения проведен по следующим направлениям:

1. Состояние значимой для школы внешней социально-экономической среды и прогноз

тенденций её развития;

2. Состояние социального заказа школе и прогноз тенденций изменения потребностей

субъектов образовательного процесса;

3. Анализ и оценка достижений учащихся;

4. Анализ и оценка педагогического опыта, инновационного потенциала, потенциальных точек

роста педагогического коллектива.

Направления проблемного анализа и возможные ситуации

Выявленные проблемы

Варианты решения проблем

1. Состояние значимой для школы внешней социально-экономической среды и прогноз тенденций её развития

1.1.

социальные

Изменение демографической ситуации района, что привело к сокращению детей подросткового возраста

Изменения в предпочтениях и ценностных ориентиров в семье

Повышение конкурентноспособности школы в микрорайоне

Необходимость ясных критериев качества и правил получения услуг.

1.2.

экономическая

Существующая система оплаты труда не влияет на качество педагогического труда, рост квалификации педагогов

Школа – самостоятельный субъект хозяйствования, несетполную правовую и финансовую ответственность

Ввод корпоративных стимулирующих факторов в целях повышения профессиональных качеств человека.

Необходимы индикаторы экономической эффективности ресурсов. Автономность и платные услуги

1.3.

технологические

Изменилось внешкольное информационное пространство. Риск снижения образовательной привлекательности и конкуренции школы.

Повышение информационных возможностей педагогов; расширение технологической базы

2. Состояние социального заказа школе и прогноз тенденций изменения потребностей субъектов образовательного процесса

2.1.

Противоречия между социально-образовательным заказом и потребностями учащихся и их родителями и требованиями, предъявляемыми выпускникам школы вузами, рынком труда

Проблема согласования социально-образовательного заказа и требований ВУЗа в условиях введения ЕГЭ

Совершенствование системы непрерывного профильного образования. Необходимость вести постоянную проектную, информационную, пропагандистскую и теоретическую работу учителей в сотрудничающих с ними социальных группах

2.2.

Сформирована практика построения учебного процесса в школе по схеме профильной дифференциации (выделены и апробированы социально-экономический и социально-гуманитарный профили), но не обеспечивается в полной мере индивидуальный образовательный маршрут школьника.

В концепции модернизации образования и в Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования определена в качестве ключевой идея индивидуализации обучения посредством системы, включающую предпрофильную подготовку в 9 классе и профильное обучение в 10-11 классах;

Разработана модель базисного учебного плана для условий профильного обучения.

3. Анализ и оценка достижений учащихся

3.1.

Отслеживание индивидуальных и групповых достижений в школе -

отсутствие «портфолио» как комплексной оценки личностного развития учащегося

Создание портфолио учащихся и учителей, формирование портфолио школы.

3.2.

В развитии дополнительного образования детей

отсутствие вариативности услуг по физкультурно-оздоровительной работе для всех желающих детей и подростков

Предложение сектора платных услуг.

4. Анализ и оценка педагогического опыта, инновационного потенциала, потенциальных точек роста педагогического коллектива

4.1.

Повышение квалификациипедагогов

Недостаточный уровень информационной культуры; слабое использование ИКТ в образовательном процессе; педагоги школы используют в основном традиционные технологии обучения и воспитания; слабо используют здоровьесберегающие технологии на уроках.

Непрерывность повышения квалификации педагогов через курсы, семинары, дополнительное образование

4.2.

Совершенствование воспитательной деятельности

Отсутствие системы работы по самовоспитанию учащихся и программ развития классных коллективов; отсутствие вариативности услуг дополнительного образования для сохранения и укрепления здоровья учащихся; использование лишь традиционных форм ученического самоуправления; учащимися не освоены способы по самовоспитанию; недостаточное проведение спортивно-массовых мероприятий с привлечением родителей

Определить как приоритет инновационных преобразований в сфере воспитания формирование воспитательного пространства, благоприятного для самоопределения школьников в социально-культурных ценностях

4.3.

В обновлении содержания образования

Слабое использование образовательных технологий развивающего обучения; отсутствие плана перехода на стандарты второго поколения.

Создание комплексной реализации гражданского образования в школе

Таким образом, выявленные проблемы можно сгруппировать по направлениям:

1. В обновлении содержания образования – не освоенность образовательных технологий развивающего обучения; отсутствие плана перехода на стандарты второго поколения; отсутствие системы комплексной реализации гражданского образования в школе; слабая межпредметная интеграция; недостаточное использование воспитательного потенциала учебных предметов; отсутствие психологической поддержки старшеклассников при подготовке к ЕГЭ; отсутствие преемственности дошкольного и начального школьного образования (содержание и педтехнологии).

2. В развитии дополнительного образования детей - отсутствие вариативности услуг по физкультурно-оздоровительной работе для всех желающих детей и подростков.

3. Повышение квалификации педагогов - не у всех высокий уровень профессиональной позиции педагогов как воспитателей; низкий уровень информационной культуры; недостаточно используют ИКТ в образовательном процессе; педагоги школы используют в основном традиционные технологии обучения и воспитания; слабо используют здоровьесберегающие технологии на уроках.

4. Совершенствование воспитательной деятельности - отсутствие системы работы по самовоспитанию учащихся и программ развития классных коллективов; слабо представлено содержание воспитательной деятельности в культурологическом направлении; отсутствие вариативности услуг дополнительного образования для сохранения и укрепления здоровья учащихся; использование лишь традиционных форм ученического самоуправления; учащимися не освоены способы по самовоспитанию; недостаточное проведение спортивно-массовых мероприятий с привлечением родителей; отсутствие стендов с необходимой информацией из учреждений профессионального образования; отсутствие программы развития научного общества учащихся школы; низкий уровень информационной культуры учащихся.

5. Совершенствование управления школой - отсутствие инноваций и вариативности форм школьного самоуправления; уровень выстраивания социального партнерства невысокий; средний уровень инновационной активности педагогов; взаимодействие с родителями на уровне управления в некоторых классах формально; отсутствие центра семейного досуга; отсутствие системы и согласованности специалистов в вопросах профессионального самоопределения учащихся; необходимость в разнообразной поддержке детей из малообеспеченных и многодетных семей.

6. Отслеживание индивидуальных и групповых достижений в школе - отсутствие «портфолио» как комплексной оценки профессионального развития учителя; отсутствие «портфолио» как комплексной оценки личностного развития учащегося.

На основании проблемно-ориентированного анализа и проведение социологического опроса всех субъектов образовательного процесса были определены основные направления модернизации образовательного пространства школы через программы, приоритетные проекты:

1. Модернизации методической службы – значимый фактор в повышении профессиональной компетентности педагогов школы.

2. Проблема качества системы образования школы, пути его оценки и повышения.

4. Проблема развития и совершенствования информационно- коммуникативной культуры (компетентности) школьных коллективов.

5. Проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

6. Проблема культурологического воспитания.

7. Развитие детской одаренности

8. Здоровье созидающее образовательное пространство школы

9. Модернизация содержательной и технологической составляющей образовательного процесса

10. Безопасность образовательного процесса

1.3 Специфика работы специализированного коррекционного образовательного учреждения

Специализированные (коррекционные) образовательные учреждения - это учреждение, созданные для лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизни деятельности.

Цель: всестороннее развитие ребёнка в соответствии с его возможностями, максимальная адаптация к окружающей действительности с тем, чтобы создать базу для дальнейшего школьного обучения (для ДОУ) и среднего или высшего обучения (для школы).

Цель школьного обучения: обеспечение конституционного права на получение бесплатного образования в пределах специализированного образовательного стандарта; обеспечение медицинского и психологического сопровождения, социальной адаптации и интеграции в общество Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Борякова Н. Ю. - Москва: АСТ, Астрель, 2008. - с. 44-46 .

Перспективы:

ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии обеспечит максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей обеспечить возможность включения в общий образовательный поток на более раннем этапе возрастного развития.

сотрудничество с семьёй. Важным условием коррекционной помощи детям становиться разработка педагогических и организационных условий включения родителей в реализацию индивидуальных программ коррекционного развивающего обучения.

Существует несколько подходов коррекции семейной ситуации развития аномальных детей, выявляются важные аспекты профилактической работы с родителями проблемного ребёнка, позволяющие предотвратить ряд вторичных отклонений. Разрабатываются направления и организационные формы работы специалистов с семьёй, способствующие формированию у родителей положительного отношения к малышу и обеспечивающие освоение эффективных и доступных форм взаимодействия с ребенком в бытовых, эмоциональных, игровых ситуациях.

Формы помощи родителям: "Университет для родителей", при лаборатории школьного воспитания детей с проблемами в развитии, психолого-педагогическое консультирование, помощь дефектолога, психолога в реабилитационных, Центрах, визиты спец. служб - ПМПК, ПМС центры.

Интегрированное обучение. В системе образования интеграция означает возможность выбора для лиц с особыми образовательными потребностями: получение образования в специализированном (коррекционном) образовательном учреждении или с равными возможностями в образовании: учреждение общего назначения (ДОУ, школа и пр.).

В условиях российского дошкольного образования интегрированное обучение внедряется в практику медленно и осторожно, поскольку для его осуществления ДОУ общеразвивающего вида должны иметь массу условий - специальное кадровое и материально-техническое обеспечение для проведение коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы с детьми. Наиболее реальным является применение интегрированного обучения по отношению к детям, которые несмотря на наличие того или иного отклонения в развитии, имеют близкий к возрастной норме уровень психофизическом развития, и психологическую готовность к совместному обучению с детьми норма.

Такие условия легче создать:

а) в общеразвивающих группах д / с комбинированного вида, где функционируют также и компенсирующие группы;

б) в центрах развития ребёнка, где осуществляется коррекционная работа со всеми воспитателями ДОУ; изначально должен быть заложен устав.

Ранняя комплексная помощь - эта новая быстроразвивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставаний в развитии.

Особенности развития ребёнка в раннем возрасте: пластичность ЦНС и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновения вторичных отклонений в развитии Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1998. -- с. 69 .

В последние годы создаются специальные образовательные учреждения и для других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности: с аутистическими чертами личности, с синдромом Дауна. Имеются также санаторные (лесные школы для хронически болеющих и ослабленных детей.

В настоящее время виды коррекционных школ определены с учетом первичного дефекта учащихся. Каждое из восьми видов общеобразовательных учреждений для детей с особыми образовательными нуждами имеет свою специфику.

Специальное коррекционное образовательное учреждение 1 вида принимает в свои стены неслышащих детей. Задача педагогов - научить глухого ребенка общаться с окружающими, освоить несколько видов речи: устную, письменную, дактильную, жестовую. В учебное расписание включаются курсы, направленные на компенсацию слуха посредством использования звукоусиливающей аппаратуры, коррекция произношения, социально-бытовая ориентировка и другие.

Подобную работу проводит и коррекционная школа 2 вида, но только для слабослышащих или поздноглохших детей. Она направлена на восстановление утраченных слуховых способностей, организации активной речевой практики, обучению коммуникативным навыкам.

Первый и второй виды коррекционных школ осуществляют образовательный процесс на трех ступенях общего образования. Однако глухим школьникам требуется на два года больше, чтобы освоить программу начальной школы.

Третий и четвертый виды коррекционных школ предназначены для детей с нарушением зрения. Педагоги этих специальных учебных заведений организуют процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы сохранить другие анализаторы, развить коррекционно-компенсаторные навыки, обеспечить социальную адаптацию детей в обществе.

В коррекционную школу 3 вида направляются незрячие дети, а также дети с остротой зрения от 0,04 до 0,08 со сложными дефектами, ведущими к слепоте. В учебное заведение 4 вида принимаются дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 с возможностью коррекции. Специфика дефекта предполагает обучение с использованием тифлооборудования, а также специальных дидактических материалов, позволяющих усваивать поступающую информацию.

Специальное коррекционное учреждение 5 вида предназначено для детей, имеющих общее недоразвитие речи, а также тяжелую речевую патологию. Основная цель школы - коррекция речевого дефекта. Весь учебно-воспитательный процесс организован таким образом, чтобы дети имели возможность развивать речевые навыки в течение всего дня. При устранении речевого дефекта, родители имеют право перевести ребенка в обычную школу.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата могут обучаться в коррекционной школе 6 вида. В коррекционном учреждении осуществляется восстановление двигательных функций, их развитие, коррекция вторичных дефектов. Особое внимание уделяется социально-трудовой адаптации воспитанников.

Коррекционная школа 7 вида принимает детей с задержкой психического развития, причем с возможностями интеллектуального развития. В школе осуществляется коррекция психического развития, развитие познавательной деятельности и формированию навыков учебной деятельности. По результатам обучения в начальной школе воспитанники могут быть переведены в общеобразовательную школу.

Коррекционная школа 8 вида нужна детям с умственной отсталостью для обучения по специальной программе. Цель обучения - социально-психологическая реабилитация и возможность интеграции ребенка в общество. В таких школах существуют классы с углубленной трудовой подготовкой.

Почти все перечисленные виды коррекционных школ обучают детей в течение двенадцати лет, имеют в своем штате специалистов дефектологов, логопедов, психологов.

Безусловно, что дети, проучившиеся столько лет в интернатном учреждении, имеют определенные трудности в социальной ориентировке. Большая роль в интеграции особых детей в общество принадлежит не только коррекционным школам, но и родителям. Семья, борющаяся за своего ребенка, обязательно сможет помочь ему адаптироваться в окружающем мире.

Анализ деятельности профессионально-педагогического колледжа Свердловской области

Лицензирование и аккредитация образовательного учреждения

Образование в России и в ряде зарубежных стран в конце ХХ века. Болонская конвенция

Отечественная система образования всту-пила в новую фазу взаимосвязей с госу-дарством и обществом. Власть в своих законодательных документах двум послед-них лет...

Организационно-педагогические условия совершенствования качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Зарождение новой идеологии дошкольного воспитания знаменовала собой "Концепция дошкольного воспитания" (1989 г.), созданная коллективом ученых Академии педагогических наук под руководством В.В. Давыдова и В.А. Петровского...

Организация безопасной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения

Учреждения образования относятся к числу наиболее уязвимых структур. Последствия чрезвычайных ситуаций в них отличаются особой тяжестью, сильным политическим и социальным резонансом в стране и за её пределами...

Программа деятельности эксперта при проведении аттестации образовательного учреждения

Целью проведения аттестационной экспертизы деятельности образовательного учреждения является подтверждение соответствия нормативно-правовых оснований деятельности ОУ стандартизированным требованиям к деятельности юридического лица. 1...

Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса

Проблема адаптации учащихся к новым формам жизнедеятельности в школе возникает при любых условиях обучения. Содержание...

Пути повышения эффективности социально-педагогической работы с учащимися с признаками школьной дезадаптации в условиях образовательного учреждения

В данной главе рассмотрено состояние организации социально-педагогической работы с учащимися с признаками школьной дезадаптации в условиях образовательного учреждения, а именно - в средней школе № 288 г. Москвы...

Пути повышения эффективности социально-педагогической работы с учащимися с признаками школьной дезадаптации в условиях образовательного учреждения

Данная глава содержит описание модели социально-педагогической работы с учащимися с признаками школьной дезадаптации в условиях образовательного учреждения...

Пути повышения эффективности социально-педагогической работы с учащимися с признаками школьной дезадаптации в условиях образовательного учреждения

В рамках учреждений образования Российской Федерации социально-педагогическая деятельность осуществляется штатными социальными педагогами образовательных учреждений в соответствии со ст. 55 Федерального Закона "Об образовании"...

семьи. Школа осуществляет ведущую роль в организации семейного и общественного воспитания в микрорайоне. Для успешной координации воспитательного влияния она должна перестроить свою работу, отказаться от прежних...

Социокультурная среда как условие формирования основ эстетического воспитания младших школьников

Всестороннее развитие человека на этапе качественно нового состояния нашего общества непосредственно связано с проблемой эстетического воспитания и художественного развития...

Специфика дополнительного образования в коррекционной школе 8 вида

Сумма методов обучения - это путь познания окружающей действительности, который и предлагается воспитанникам коррекционной школы. Есть несколько видов классификаций методов обучения: 1...

Формирование здорового образа жизни воспитанников коррекционной школы как важное направление деятельности социального педагога

Важнейшим благом для человека являются его права и свободы. Защита этих прав и свобод, социальная защита населения и механизм реализации её базируются конституционно-правовых установлениях и международных актах о правах и свободах человека...


© 2024
polyester.ru - Журнал для девушек и женщин